Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Какие требования к развивающей среде предъявляет ФГОС ДО

Какие требования к развивающей среде предъявляет ФГОС ДО

Опубликовано 11.01.2019

Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО1 понятие «развивающая предметно-пространственная среда» (далее – РППС) трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.

Центры интеллектуальных, творческих игр, конструирования
Согласно ФГОС ДО предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Для этого группы ДОО оснащаются материалами, оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают разные виды детской деятельности.

В зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей педагог должен трансформировать пространство группы.
Среди требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде – полифункциональность материалов. Она предполагает:
•    разнообразное использование составляющих предметной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);
•    наличие в группе полифункциональных (без жестко закрепленного способа употребления) предметов, в т. ч. природных материалов.
РППС должна быть вариативной. С этой целью педагог организует в группе различные пространства для игры, конструирования, уединения, подбирает материалы, игры, игрушки и оборудование. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор вида деятельности.
Чтобы стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагог регулярно меняет игровой материал, вносит в предметно-пространственную среду группы новые предметы.
Помещение, в котором осуществляется образовательная деятельность, должно быть доступно для воспитанников, в т. ч. для детей с ОВЗ. Требование к доступности РППС предполагает также свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность РППС – одно из самых важных требований. Все элементы группового помещения должны быть надежными и безопасными в использовании.
На какие недостатки развивающей среды обратить внимание?
– Качество игрушек и оборудования не соответствует психолого-¬педагогическим требованиям.
– Игровое оборудование не соответствует потребностям игровой деятельности детей.
– Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости РППС.
– Плохое зонирование группового помещения, отсутствуют различные игровые пространства.
– Преобладают традиционные игровые уголки.
– Отсутствует уголок уединения.
– Расположение столов и стульев фиксированное, дети не используют их в самостоятельной игровой деятельности.
– Недостаточное разнообразие игр и игрушек, что препятствует свободному выбору детей вида деятельности.
– Отсутствуют предметы¬-заместители.
– Много старых, изношенных, однотипных игрушек.
– Комплект игрушек и игр не меняется в течение учебного года.
– Новые красивые игрушки стоят на верхних полках, используются для украшения помещения.
– Доступ детей к играм и игрушкам, орудиям для рисования, лепки, конструирования организован плохо.
– В самостоятельной деятельности детей и на занятиях используются неисправные игрушки и неполноценные комплекты.